Лопаткина Елена Вячеславовна

Доцент, кандидат педагогических наук. Стаж преподавательской деятельности в средней школе – 29 лет, в высшей школе – 13 лет. lopatkina@vladggu.ru

В 1982г. с отличием окончила физико-математический факультет Владимирского государственного педагогического института. После окончания института работала учителем математики в средней школе № 22, учителем математики (1983-2011гг.), зав. кафедрой математики, физики и информатики (1993-2008 гг.) в МОУ «Лингвистическая гимназия № 23  им. А.Г. Столетова» г. Владимира. Окончила очную аспирантуру по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования в  ГОУ ВПО «Владимирский государственный педагогический университет» (2003г.). Под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Международной Академии наук педагогического образования Е.Н. Селиверстовой защитила кандидатскую диссертацию на тему «Дидактические средства формирования  у школьников опыта работы с учебным текстом в условиях современного образования» (2009). С 2010г. по настоящее время – доцент кафедры геометрии и МПМ.

Разрабатывает методику преподавания математики для лингвистической школы. Десять лет поисков и находок в гуманитарном направлении изучения и преподавания математики дали ей возможность накопить большой и интересный опыт работы как с учащимися, так и со студентами физико-математического факультета. С 1992 года началось ее сотрудничество с авторским коллективом «МПИ-проекта» (г. Томск), которое выразилось в создании и апробировании учебников нового поколения, способствующих внедрению в школьную практику личностно-ориентированного обучения. Ею опубликованы 12 научных и методических работ. Является активным участником ежегодных педагогических чтений, посвященных памяти И.Я. Лернера.

Имеет более 15 публикаций, автор 10 научных статей, в том числе в изданиях ВАК. 

Основными являются:    

  • Совокупность приемов взаимодействия учащихся с учебным текстом // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Вып. 5 (83). – Томск: ТГПУ, 2009. –  С. 19–23.
  • http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/lopatkina_e._v._20_24_5_83_2009.pdf
  • Реализация функций учебного текста при изучении темы «Формулы сокращенного умножения» // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. – Вып. 8(27). Серия Педагогические и психологические науки. –   Владимир: ВГГУ, 2011г. –  С. 95–101.  – ISSN 2076-8192.
  • Путь к алгоритму самостоятельного чтения // Обогащающая модель обучения  в проекте МПИ: проблемы, раздумья, решения. – Вып.1. – Томск: ТГПУ, 1998. – С. 185–203. – ISBN 5-7511-1038-2.
  • Опыт учебно-текстовой деятельности школьников: сущность и подходы к формированию // Современное образование: философско-педагогические и дидактические поиски: Коллективная монография / под ред. Е.Н. Селивёрстовой, И.В. Шалыгиной. – Владимир: ВГПУ, 2002. – С. 134–149. – ISBN 5-87846-335-0.
  • Комплекс дидактических средств, ориентированных на формирование у школьников опыта работы с учебным текстом //Обучение как процесс образования личности: историко-педагогические детерминанты, теоретические поиски и технологические решения: Материалы Шестых межрегиональных педагогических чтений, посвящённых памяти И. Я. Лернера. В 2 ч. Ч. 2. – Владимир: ВГГУ, 2010. –  С. 78 – 94. – ISBN 978-5-87846-699-8

Проводит консультации, читает лекции, руководит тематическими семинарами для учителей г. Владимира и Владимирской области по актуальным вопросам современного образования. Является инициатором проведения первых математических чтений для школьников, участником традиционно проводимых во Владимире Межрегиональных педагогических чтений, посвященных памяти И.Я. Лернера.

Читает следующие дисциплины: 

«Теория и методика обучения математике»;

«Современные средства оценки результатов обучения»;

«Элементарная математика»;

Элективный курс «Практикум по решению математических задач»;

Курс по выбору «Математика. Психология. Интеллект»

Сфера научных интересов: интеллектуальное воспитание, психодидактика школьного учебника, современные дидактические средства, формирование опыта работы с учебным текстом.

 

Цитаты

04.04.2012

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.

Джон Локк (1632 - 1704)


Педагогический институт в Интернете