27-28 ноября в г. Киров состоялась Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». 

 

Общая информация о научном мероприятии

 

Работа конференции была инициирована Министерством образования и науки РФ, УМО по психолого-педагогическому образованию, Департаментом образования Кировской области и КОГОАУДПО «Институт развития образования Кировской области». Партнёрами конференции являлись: Федеральный институт развития образования (ФИРО), Московский городской психолого-педагогический университет, Институт проблем инклюзивного образования и другие организации.

 

Цель конференции - обсуждение теоретических и организационных аспектов сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обмен опытом по вопросам реализации инклюзивной практики.

 

Основные направления работы конференции:

 1. Методологические основы инклюзии.

2. Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса.

3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании.

4. Инклюзивные процессы общего образования.

5. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурс развития инклюзивной практики.

6. Дополнительное образование: варианты моделей включения детей с ОВЗ.

 

Пленарное заседание

 

В рамках пленарного заседания конференции, которое состоялось в здании Кировского театра кукол имени А.Н. Афанасьева, было проведено расширенное заседание коллегии департамента образования Кировской области по вопросу «О первоочередных мерах реализации инклюзивного образования в Кировской области».

 

 

Слово для приветствия было предоставлено заместителю директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России И.О. Терехиной. В своем выступлении она подчеркнула, что инклюзивное образование стало приоритетным направлением модернизации образования и оптимизации образовательного пространства в современной России. Ирина Олеговна сделала ссылку на Федеральный закон "Об образовании в РФ", в котором четко прописано определение понятия «инклюзивное образование». И.О. Терехина акцентировала внимание участников конференции на том, что самое главное в вопросе развития инклюзивного образования – это формирование отношенческого аспекта, и назвала инклюзию «нормой жизни». И для поддержания этой нормы она считает необходимой систематическую работу: создание федеральных программ, кадровое обеспечение и многое другое. Задача системы образования, по ее мнению, состоит в том, чтобы максимально обеспечить условия, необходимые для полноценного развития каждого ребенка.

 

Директор института проблем инклюзивного образования, проректор Московского городского психолого-педагогического университета С.В. Алехина в своем докладе «Региональная система ресурсного обеспечения инклюзивного образования» назвала модель инклюзивного образования основой изменений в современном образовании. Переход к этой модели – сложная образовательная практика, которая требует долгой систематической работы, это большое начало смены ценностных установок в российском обществе. 

 

Идея инклюзии, по словам Светланы Владимировны, представляет собой социальную концепцию – «Идея включающего общества» - это своеобразный вызов к изменениям в обществе, мировая тенденция.

«Основная идея инклюзивного образования – это ориентация людей на принятие любого члена общества. И это испытание для всех нас», - пояснила докладчик.

 

В конце выступления С. В. Алёхина обратилась к участникам конференции со словами: «Инклюзия – это не форма, а системное качество образования. Любой ребёнок, имеющий отличие от других детей (находящийся в зоне социального риска, мигрант, ребенок с ОВЗ и др.), должен получить поддержку, чтобы не быть исключенным из системы образования. А мы, в свою очередь, должны быть открыты, для того чтобы быть доступными».

 

Первый день работы конференции

 

По окончании пленарного заседания участники конференции продолжили работу на семи базовых площадках, которые располагались в различных образовательных учреждениях г. Кирова.

 

Представители ФДиНО побывали на площадке № 4: "Реализация общеобразовательной программы в рамках сетевого взаимодействия образовательной организации с учреждениями здравоохранения и дополнительного образования" (МБОУ СОШ с УИОП № 60 г. Кирова).

 

В рамках ее работы были рассмотрены вопросы сетевого взаимодействия образовательной организации с учреждениями здравоохранения и дополнительного образования; психолого-медико-педагогическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы; создание безбарьерной среды в школе для разных категорий учащихся.

 

Второй день работы конференции: доклады участников из ВлГУ

 

Во второй день работа участников конференции была организована по трем секциям. Представители ВлГУ, наряду со 104 участниками - представителями семи регионов РФ, приняли участие в секции № 1 «Теоретические и практические аспекты развития инклюзивного образования. Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса». 

 

Наиболее актуальный вопрос, который обсуждали в рамках секции, - необходимость разъяснения механизмов сетевого взаимодействия в процессе реализации инклюзивного образования.

 

Представители ВлГУ - Н.В. Белякова и Н.В. Иосевич - подготовили доклад на тему: «Интеграция инклюзии в развивающее образование: риски и возможности (на материале опыта работы базовой кафедры психолого-педагогических и методических основ работы в дошкольном, начальном и инклюзивном образовании ВлГУ)». Они сообщили принципы сетевого взаимодействия ВлГУ и МАОУ «Гимназия №73» г. Владимира. 

 

Докладчики из ВлГУ обозначали целевые установки работы ФДиНО ПИ ВлГУ и базовой кафедры на перспективу. Они детально раскрыли следующие вопросы:

- нормативно-правовая база всей деятельности педагогического коллектива;

- модели работы, входящих в состав гимназии служб и специалистов, обеспечивающих условия для интеграции инклюзии в развивающую среду и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и возможностями;

- основы практической подготовки будущих педагогов, проходящих педагогическую практику в гимназии и получающих достаточно высокую научно-методическую подготовку к профессиональной педагогической деятельности на ступенях дошкольного и начального образования.

 

Выступление вызвало живой интерес у присутствующих. В процессе выступления участникам из ВлГУ были заданы вопросы о контингенте «особых детей» в гимназии, возможностях учреждения и квалификации самих педагогов в обеспечении условий для их включения в массовый образовательный процесс, наличие условий было продемонстрировано в видеоролике.

 

Итоги конференции

 

В процессе взаимодействия представителей ВлГУ с участниками конференции были намечены планы и достигнуты договоренности о заключении соглашений о стратегическом партнерстве ВлГУ с коллегами из других учреждений. Среди них: Институт проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета, Институт педагогики и психологии Вятского государственного гуманитарного университета, факультет коррекционной педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Кировский областной ОКУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования, а также издательский комплекс «Наука» Российской академии наук.

 

Информация ФДиНО

Цитаты

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765)


Педагогический институт в Интернете