Кафедра истории России

     

     

     

         

     

     Учебно - меодическое обеспечение дисциплин кафедры.

     

    История России с древнейших времен до конца XVIII в.:

     

    1. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории России с древнейших времен до конца XVIII в. /сост. Киприянова Н.В. – Владимир: ВГПУ, 2005.

     

    1. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного отделения исторического факультета по истории России с древнейших времен до конца XVIII в. /сост. Киприянова Н.В. – Владимир: ВГПУ, 2005.

     

    История России XIX – начала XX века:

     

    1. Планы семинарских и практических занятий по истории России (1801-1917 гг.) /сост. Глазунов С.Р. – Владимир: ВГГУ, 2008.

     

    История России XX века:

     

    1. Программа по новейшей Отечественной истории. Ч.1. (1917-1939 гг.) /сост. Петровичева Е.М. – Владимир: ВГПУ, 1998.

     

    1. Программа по новейшей Отечественной истории. Ч.2. (1939-1997 гг.) /сост. Петровичева Е.М. – Владимир: ВГПУ, 1998.

     

    1. Программа по истории российской культуры /сост. Петровичева Е.М. – Владимир: ВГПУ, 1998.

     

    История Владимирского края:

     

    1. Планы семинарских занятий по истории Владимирского края /сост. Тихонов А.К. – Владимир: ВГПУ, 1998.

     

    Историография истории России:

     

    1. Планы практических занятий по историографии истории России /сост. Глазунов С.Р. – Владимир: ВГГУ, 2008.

     

    Вспомогательные исторические дисциплины:

     

    1. Сборник снимков с русского письма XIXVIII вв. /сост. Будников В.А., Киприянова Н.В.– Владимир: ВГПУ, 2006.

     

    Курсы по выбору студентов:

     

    1. Петровичева Е.М. Спецкурс для студентов III курса исторического факультета «Земство на переломе (земские учреждения центральной России в феврале-октябре 1917 г.)». – Владимир: ВГПУ, 2001.

     

    1. Петровичева Е.М. Земства на переломе. Февраль 1917 г. и исторические судьбы земского самоуправления в России. Пособие по спецкурсу для студентов исторического факультета. – Владимир, 2000.

     

    История:

     

    1. Методология изучения отечественной истории. Учебное пособие. /сост. Аннин Г.П. – Владимир: ВГПУ, 2004.

     

    1. Отечественная история. В 4-х частях. Учебное пособие. /Ред. Г.П. Аннина – Владимир: ВГПУ, 2004.

     

    1. Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» /сост.: Аннин Г.П., Будников В.А., Малышева Г.А., Покровская Л.Д., Солдатов А.Ф. – Владимир: ВГГУ, 2007.

     

    1. История Русской культуры /Ред. Г.П. Аннина. – Владимир, 2010.

     

    Учебно-методическое обеспечение по указанным ниже дисциплинам кафедры, читаемым на I курсе бакалавриата по 27-и специальностям, размещено в электронном виде на сайте исторического факультета Педагогического института ВлГУ в системе “Moodle”:

    История

    Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

    Специальности:

    История и иностранный язык (английский)

    История и обществознание

    Математики и информатика

    Информатика и физика

    География, безопасность жизнедеятельности

    Биология и экология

    Технология и экономическое образование

    Русский язык и литература

    Французский язык и английский язык

    Немецкий язык и французский язык

    Английский язык и немецкий язык

    Физическая культура

    Дополнительное музыкальное образование (в области эстрадного пения)

    Музыка

    Изобразительное искусство

    Начальное образование

    Направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

    Специальности:

    Логопедия

     

    Направление подготовки: 035700.62 Лингвистика

    Специальности:

    Теория и практика межкультурной коммуникации

     

    Направление подготовки: 030300 Психология

    Специальности:

    Психолог. Преподаватель психологии

     

    Направление подготовки: 072500.62 Дизайн. Бакалавриат

    Специальности:

    Промышленный дизайн

     

    Направление подготовки: 072200.62 Бакалавриат. Реставрация

    Специальности:

    Реставрация станковой живописи

     

    Направление подготовки: 073100.62 Музыкально-инструментальное искусство

    Специальности:

    Фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые инструменты, народные инструменты

     

    Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

    Специальности:

    Психология и социальная педагогика

     

    Дисциплина «История России с древнейших времен до конца XVIII в.»

    Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

    Специальности:

    История и иностранный язык (английский)

    История и обществознание

     

    Специальные исторические дисциплины

    Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

    Специальности:

    История и иностранный язык (английский)

    История и обществознание

     

    Аспирантура:

     

    1.      Петровичева Е.М. Программа вступительного экзамена в аспирантуру и кандидатского минимума по специальности 07.00.02 – Отечественная история. – Владимир, 2004.

     

    Прием Единого Государственного Экзамена:

     

    1.      Петровичева Е.М., в соавторстве.

    Результаты ЕГЭ по истории и рекомендации по подготовке ЕГЭ во Владимирской области в 2009. – Владимир, 2009.

     

    2.      Петровичева Е.М., в соавторстве.

    Результаты ЕГЭ по истории и рекомендации по подготовке ЕГЭ во Владимирской области в 2010. – Владимир, 2010.

     

    3.      Петровичева Е.М., в соавторстве.

    Результаты сдачи ЕГЭ по истории и рекомендации по подготовке ЕГЭ во Владимирской области в 2011. – Владимир, 2011.

     

     

     

     

     

     

     

    Методика написания дипломной работы по истории России

     

    Задачи науки многофункциональны и простираются от области познания сущности предметов и явлений до практического применения накопленных знаний.

    Геометрическая прогрессия поста информации в настоящее время выражается в удвоении ее объема каждые 5-7 лет. Другими словами, соответствие полученной квалификации требует методичного, последовательного и постоянного самообразования. Относительная простота доступа информации порождает психологию «клика» (от звука клавиши на компьютерной «мыши»). Подобная иждивенческая позиция создает непреодолимую преграду на пути формирования оригинального мышления. Наряду с использованием новых технологий в получении информации должна получить новый импульс исследовательская, поисковая работа студентов. Особую важность приобретает не просто накопление информации, а знание и усвоение средств и способов ее извлечения. Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи является одним из приоритетных направлений современного высшего образования. Задача состоит в выработке творческого отношения к делу.

    Методология - система мировоззренческих и теоретических положений, законов, методов, используемых ученым в исследовательском процессе.

    Методика - имеет более конкретный, можно сказать технических характер. Она нацелена на овладение профессиональными способами и средствами работы, на обучение практическим навыкам и приемам.

    Основные формы  и виды научной деятельности студентов:

    ·         выбор темы и проблемы исследования

    ·         поиск отбор и анализ фактического материала (источников и литературы), его группировка и классификация

    ·         разработка концепции, определение структуры, композиции научного сочинения

    ·         работа над текстом, соблюдение требований к оформлению.

    Каждая наука выработала свои узкоспециальные методы, но существуют общие принципы, которые признаются всеми и остаются неизменными на протяжении длительного времени.

    Необходимость выработки системы знании о принципах, формах и способах исследовательской деятельности стала очевидной к середине XIX столетия, когда научные открытия все шире стали использоваться в производстве, транспорте, военной области, обыденной жизни. Именно в это время наука стала рассматриваться в качестве одного из главных условий ускоренной эволюции человечества. Образованность в мире достаточно высоко оценивалась.

    Но усиление роли познавательной деятельности вызвало и создание науки о науке, содержавшей в том числе и теоретическое обоснование средств получения нового знания (методов). А поскольку наиболее интенсивно развивались естественные науки, ориентировавшиеся на накопление фактов с их последующим обобщением и анализом, то и во главу угла классификации общенаучных методов был положен факт.

    Факт может и сегодня рассматриваться в качестве основы научной работы.

    Традиционно при характеристике общенаучных методов, которые используются не только в истории, но и в социологии, политологии и др. выделяют три основные группы:

    - эмпирические методы (основанный на опыте);

    - методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне;

    - теоретические методы.

    К категории эмпирических методов относятся наблюдение, измерение, сравнение, аналогия, эксперимент, моделирование, описание.

    Пожалуй, это самый распространенный и чаще всего используемый метод, хотя бы уже потому, что в повседневной жизни основную массу информации мы приобретаем благодаря наблюдению. В этом отношении самым пристальным исследователем является ребенок до семи лет, получающий к этому возрасту до 70% сведений за всю жизнь,

    Метод наблюдения наиболее характерен для естественных наук. Скажем, зоолог не может сделать выводов о поведении определенного вида животных без наблюдения за ними в дикой природе или лабораторных условиях. Но без него невозможно обойтись и гуманитариям. Наблюдение лежит в основе накопления необходимой информации и в основном связано с аудиовизуальным восприятием сведений. Интерес, зачастую неосознанный и немотивированный, подталкивает к пополнению знаний (чтение, просмотр телепрограмм и прослушивание радиопередач), рождает необходимость более тесного знакомства с предметом изучения. Принципиальное различие между историками и представителями других социальных дисциплин заключается лишь в его временных характеристиках.

    Первый шаг в этом направлении требует выработки привычки к чтению, второй — определения его круга, третий — овладения необходимыми навыками конспектирования и реферирования.

    При упоминании о методе измерения естественно возникает образ физика или химика. На первый взгляд для историков измерение в основном связано с использованием статистических материалов. Но это чисто формальный признак. Метод измерения используется историком при первичном сборе информации, когда выявляется значимость извлекаемых сведений. Даже предварительное знакомство с документами подталкивает к их оценке с точки зрения достоверности и полноты содержания, глубины освещения того или иного события, факта. Наряду с этим подспудно происходит определение актуальности извлекаемого материала и его интереса для будущих читателей.

    Методы наблюдения и измерения не отделимы от сравнения. Уже этап выявления и сбора информации требует предварительного сопоставления между собой сведений, извлеченных из разных источников, а также сравнения точек зрения специалистов в данной области знания. Более углубленное сравнение происходит на стадиях классификации, группировки материала, определения структуры работы и написания научного сочинения.

    Не менее важно проведение сравнения со схожими процессами, имевшими место в прошлом или происходящими в настоящее время, но в иных условиях. В данном случае нужно обращать внимание не столько на эмпирический материал, сколько на общие причины и различные последствия. Такого рода сравнение лежит в основе метода аналогии, когда выявление сходства открывает возможность высказывать предположение о развитии событий, прогнозировать их результаты. Однако необходимо помнить, что сходство не должно быть поверхностным, а обязано затрагивать сущностные характеристики. В противном случае используемые факты будут не столько прояснять, сколько затемнять основное содержание явления и затруднять его понимание. При сходстве признаков также необходимо обращать внимание на характер и масштаб различия.

    Наибольшее значение для накопления научной информации имеет эксперимент. В отличие от всех перечисленных методов, он рассчитан на более активное вмешательство в наблюдаемый процесс. Эксперимент — непременное условие и залог успеха в естественных науках. Здесь его неоднократное повторение позволяет выявить отличительные черты объекта, проверить ранее полученные данные, стать основой выработки собственной концепции.

    Но также необходим эксперимент и в науках общественных. Историки, имеющие дело с прошлым, несут научную и моральную ответственность, потому что их реконструкция прошлого, оказавшись ложной, может стать отправной точкой необдуманных шагов в настоящем и будущем. Исторический научный эксперимент связан с созданием (или воссозданием) модели уже происшедших событий. Но эта модель даже при максимально объективистском подходе всегда будет содержать личностный (субъективный) элемент оценки. Единственная возможность избежать искажения — исследовательская добросовестность и отказ от навязывания собственных взглядов, которые могут казаться (но не быть) абсолютно достоверными. Не следует забывать и о том, что, работая над научным сочинением, историк не только экспериментирует с фактическим материалом, но и ставит эксперимент на себе самом, отдавая на суд читателей и собственный труд, и собственную репутацию.

    Осуществление наблюдения и проведение эксперимента не обходится без описания. Этот метод применяется при изучении единичных, индивидуальных объектов, чтобы получить наиболее полные и точные данные о них, определить их существенные и второстепенные черты.

    К методам, используемым на эмпирическом и теоретическом уровне, принадлежат объяснение, анализ и синтез, гипотеза, исторический метод.

    Объяснение используется на первом этапе обобщения собранного материала. Оно направлено на выявление разнообразных связей, существующих между собранными результатами наблюдений и экспериментов. Крайне важно определить как причины, влияющие на протекание того или иного явления, так и закономерность, которой они подчиняются.

    В основе анализа и синтеза лежит умение проводить систематизацию фактов, явлений и понятий по их наиболее сходным характеристикам с выделением их общих черт. В чем-то этот метод напоминает сравнение, но по своему содержанию он более глубок и трудоемок. Первоначально требуется разложить предмет на составные части, определить его основные свойства, сопоставить с аналогичными объектами. После проведения подобной операции требуется соединить полученные результаты (части) в единое целое.

    Анализ на эмпирическом уровне осуществляется уже на этапе сбора материала, в дальнейшем он расширяется и углубляется. Синтез в основном связан с написанием сочинения. Анализ и синтез неразделимы и дополняют друг друга. В такой же степени как синтез не может существовать без анализа, анализ невозможен без предполагаемого синтеза, который задает общие параметры метода (уточнение, проверка, ревизия концепции и т.п.).

    Научное исследование не строится вслепую, а всегда подчинено определенному плану, который в процессе работе может меняться, большую роль в этом играют предварительные догадки, предположения. Их называют гипотезами. Гипотеза рождается в результате описания причинных связей и обнаружения существующих закономерностей в том или ином явлении. Справедливость или ложность предварительных умозаключений доказывается в ходе проведения работы.

    В социальных науках особое значение имеет исторический метод. Он опирается на накопленные эмпирические факты и одновременно ориентирован на воспроизведение изучаемого явления в развитии, на выявление и рассмотрение присущих ему черт во времени, в конкретных исторических обстоятельствах. Использование этого метода невозможно без понимания связи всех выявленных элементов и характера их функционирования.

    Группа методов, использующихся на теоретическом уровне, включает в себя абстрагирование, индукцию и дедукцию.

    Абстрагирование связано с мысленным отбрасыванием тех свойств изучаемого предмета, которые препятствуют его рассмотрению в «чистом виде», и состоит в отвлечении от несущественных черт и фиксации внимания на одной или нескольких сторонах, представляющих научный интерес. Результатом подобной операции является создание понятия, наиболее полно отражающего сущность явления. Понятие дает возможность отойти от наглядных образов ощущений, восприятий, представлений, выделить общие и специфические признаки. Абстрагирование начинается с наблюдения и завершается обобщением, близким к теории.

    Индукция и дедукция, как анализ и синтез, принадлежат к своеобразной категории методов — «сиамских близнецов». Индукция позволяет исследователю от единичных, частных утверждений переходить к обобщающим выводам. Объект исследования расчленяется на множество составляющих, описывается при помощи суждений и понятий. Но уже следующий этап связан с получением нового знания на основе рассуждений от общего к частному. Выявленные закономерности позволяют высказывать предположения, которые в дальнейшем подтверждаются или опровергаются научной практикой.

    Все виды научных работ обычно   подразделяются на две большие категории: репродуктивные (подготовительные, информативные) и оригинальные (исследовательские) сочинения.

    Репродуктивны сочинения подразделяется на подготовительные (конспект, выписка, реферат) и информативные (реферат, аннотация, тезисы) работы. Это деление, конечно, весьма условно, поскольку любая подготовительная работа практически всегда является информативной. И все же такая градация оттеняет возрастающую степень сложности решаемых задач при написании конспекта, выписки, реферата, аннотации и тезисов.

    Конспект это, пожалуй, самый распространенный в студенческой среде вид научной работы, связанный с кратким письменным изложением или краткой записью содержания лекции, статьи, книги. Решаемая с его помощью задача состоит в извлечении новых сведений, фактов, установлении их связи с ранее приобретенными знаниями, в выделении главной, наиболее ценной информации с необходимым ее сокращением (свертыванием, компрессией). Конспект по своему объему может быть кратким или подробным, но не должен превышать 1/3 исходного текста.

    Но даже переработка и письменная фиксация читаемого или заслушиваемого (аудируемого) текста дают возможность по-разному изложить его содержание. Существует конспект-план, когда автор считает возможным и допустимым отметить для себя общую логику рассуждений, наметить путем выделения главных и второстепенных вопросов последовательность изложения, не акцентируя внимания на аргументы и факты.

    При написании конспекта-схемы главное внимание уделяется системных блокам, их зависимости друг от друга. Например, при помощи конспекта-схемы может быть представлена система государственного управления, прослежена последовательность прохождения информации в компьютерных сетях и т.п.

    Текстуальный конспект направлен на последовательно запись прочитанного или услышанного. Здесь допускается переформулирование изложения, использование специально разработанных значков, сокращений для максимального облегчения записи необходимых сведений. В первую очередь это относится к записи лекций, выступлений и докладов.

    Выписка представляет собой фрагмент текста, извлеченного из определенного документа. Этот вид научной работы связан с выборочным изложением содержания в форме цитаты или авторской передачи информации.

    По своей направленности и содержанию к конспекту близок реферат, используемый в работе с печатными текстами. Как писал М.В. Ломоносов, цель реферата состоит в том, чтобы «...уметь схватить новое и существенное в сочинении». Но если конспект преимущественно ориентирован на адекватное по смыслу изложение информации, то перед рефератом стоят более широкие и сложные задачи. Именно они определяют его четыре разновидности: реферат-конспект, реферат-резюме, реферат-обзор, реферат-доклад. Две первые из них относятся к подготовительным работам.

    Реферат-конспект предназначен для извлечения фактографической информации, особенно заинтересовавшей читателя. Яркие примеры, запоминающиеся цифровые данные и т.п. могут послужить интересным иллюстративным материалом. Составление реферата-конспекта требует тщательного отбора фактов и экономной передачи смысла. При изложении содержания работы возможно использование структуры первичного текста, когда вы сознательно следуете за логикой автора, попутно высказывая собственные суждения и оценки. Это — наиболее простой путь передачи информации. Более сложный подход заключается в выделении основных рассматриваемых проблем и вопросов, их освещении и интерпретации автором. Свои наблюдения и общее мнение о работе можно дать в конце реферата-конспекта.

    В реферате-резюме больше внимания уделяется основным положениям прочитанного. Здесь необходимо обратиться к вопросу о доказательности и убедительности выводов, прозвучавшей аргументации, а не только к фактам и примерам, что заставляет отсекать дополнительную информацию и концентрироваться на основной. В реферате-резюме вполне допустимо остановиться на способах получения сведений, указать на источники, проанализировать их достоверность.

    Названные разновидности реферата в основном касаются содержания и указывают на направленность одной перерабатываемой работы. Поэтому подача материала осуществляется не в развитии, а в статике, преобладают констатирующие обобщения и перечисления. Однако в отличие от конспекта, в них необходимо высказать собственную точку зрения, согласие или несогласие с позицией автора первичного текста, определить отношение к достоверности извлеченной информации, а в случае необходимости — обосновать правомерность ее проверки или опровержения.

    Реферат-обзор и реферат-доклад принадлежат к более сложным информационным работам, в основе которых лежит сопоставление несколько первичных текстов (по крайней мере, двух) и дается их предварительный анализ. Реферат-обзор, как правило, более конкретен и посвящен одному вопросу. Но при его написании необходимо последовательно сравнить точки зрения разных авторов по конфетным вопросам, подчеркнуть сходство подходов, указать на различия, выделить дискуссионные точки зрения.

    Реферат-доклад в студенческой среде обычно сокращенно именуется просто докладом. При его написании должно быть проработано несколько источников информации. Но чтобы работа над избранной темой не превратилась в простое изложение извлеченных сведений, автор реферата обязав определиться с собственной позицией. По крайней мере, принять точку зрения того из специалистов, взгляды которого выглядят наиболее аргументированными, и обосновать причину подобного решения. Написание реферата-доклада иногда становится первым шагом к более углубленному изучению проблемы.

    В целом можно сказать, что в реферате воспроизводится усвоенная информация не только с определенной степенью переработки его содержательной и языковой стороны, но осуществляется ее отбор, осмысление и оценка.

    Помогает в поиске необходимой литературы аннотация, которая представляет собой сообщение о содержании книги и ее предназначении. В ней перечисляются рассматриваемые вопросы, а также указывается на адресность работы (кому и почему будет интересно предлагаемое издание). Как правило, аннотация сопровождает каждую книгу и располагается на обороте ее титульного листа,

    Еще одним видом научной работы являются тезисы, которые принадлежат к категории как репродуктивных, так и оригинальных сочинений. Их главное предназначение состоит в кратком изложении какой-либо идеи, основных мыслей лекции, доклада, научного сочинения. При извлечении информации тезисы очень напоминают план-конспект, когда необходимо проследить и зафиксировать последовательность и доказательность изложения заслушиваемого или читаемого материала. Аналогичная операция может проводиться и с собственным сочинением в том случае, если на его озвучивание отводится ограниченное время или для публикации дается незначительное количество страниц. Нередко тезисная форма используется участниками научных конференций, материалы которых дальнейшем издаются.

    Подводя итог рассмотрению репродуктивной категории научных работ, еще раз обратим внимание на присущие им отличительные черты. Они обязаны быть информативно насыщенными, сочетать полноту изложения материала с объективностью его подачи. Недопустимо искажение первичного текста. Обязательным является фиксирование всех положений и нюансов, присущих обрабатываемой информации. Не менее обязательна и корректность в ее оценке.

    Прежде чем перейти к краткой характеристике оригинальных (исследовательских) сочинений, хотелось бы остановиться на бытующем в студенческой среде определении объема написанной работы. Часто приходится слышать утверждения о том, что доклад или курсовая работа состоит из 30-40 печатных листов. Необходимо не путать лист бумаги формата А-4 с печатным листом. Печатным листом называется единица измерения объема издания, используемая исключительно в издательском деле. Нас же с вами интересует так называемый авторский лист — единица измерения объема литературного произведения, любого авторского текста, равная 40 печатных знаков (с пробелами). В компьютерном варианте этот объем достаточно легко определить, но при распечатке различными кеглями и с разным межстрочным интервалом он дает разное количество страниц. В старой (машинописной) версии печатный лист приравнивался к 24 страниицам формата А4, при расположении 28-30 строк на странице, двойном интервале и 58-60 ударах в строке.

    Для чего нужно это знать? Виды исследовательских работ не последнюю очередь зависят от объема представляемого в них материала.

    Категория оригинальных сочинений включает статью, доклад, рецензию, комментарии, брошюру, монографию и квалификационную работу (дипломный проект, кандидатская, докторская диссертации). По своему содержанию исследовательские работы направлены на обнародование новой, ранее неизвестной информации, подтверждение, коррекцию или опровержение существующих взглядов, концепций и теорий.

    Очень редко масштабное и значимое исследование появляется целиком и сразу в виде многостраничной книги. Предварительно автор стремится поделиться своими находками по более конкретным и частным вопросам, которые являются составной частью его поисковой работы. И это вполне закономерно. Всегда требуется услышать мнение стороннего наблюдателя, способного подметить недостатки аргументации, указать на узость источниковой базы и т.п. Для обнародования предварительных итогов используются такие виды научной работы, как статья и доклад.

    По своему объему статья — это небольшое сочинение (1-1,5 авторского листа), помещенное в журнале или сборнике.

    Докладом называется публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему, которое, как правило, произносится (озвучивается) на научных конференциях, симпозиумах, круглых столах и лишь затем публикуется в печати. Если статья предназначена в целом для изложения фрагментов проводимого исследования, то в докладе могут высказываться гипотезы, обосновываться методологические принципы анализа. В этом отношении такой вид научной деятельности более концептуален. Его объем может доходить до двух авторских листов. Если объем выпускаемого сборника ограничен, а это бывает достаточно частым явлением, читателям представляются тезисы выступления.

    Подготовка статей и научных докладов, их обсуждение специалистами способствуют появлению научных исследований, посвященных определенной теме, в форме книги. Если она написана одним автором и превышает объем в пять авторских листов, то ее называют монографией (от греческого monos — один и grapho — пишу). Но бывают и коллективные монографии, подготовленные группой исследователей. В этом случае вклад каждого автора также должен составлять свыше пяти авторских листов.

    Издания небольшого объема (до 3—5 авторских листов) именуются брошюрами. От монографий они отличаются только внешним видом. Обычно такие издания заключаются не в твердый переплет, а в мягкую бумажную обложку, что, однако, никак не влияет на их содержание.

    Появление серьезного научного сочинения вызывает не только интерес, но и всесторонний анализ произведения, оценку значимости, а также достоинств и недостатков. Для этих целей используется рецензия. В ней обязаны сочетаться концептуальность подходов, объективность и принципиальность рецензента с моральными критериями отношения к личности автора рассматриваемой работы. В научных журналах для рецензирования вышедших книг отводится специальная рубрика. Рецензированию также подвергаются дипломные работы выпускников вузов. Вклад в науку, содержащийся в кандидатских и докторских диссертациях, оценивается научными оппонентами в представляемых ими отзывах.

    Квалификационная работа создается специально для получения дипломов и свидетельств, дающих право заниматься определенной профессиональной деятельностью или подтверждающих уровень квалификации. Самым простым выражением этого вида научной работы является дипломное сочинение, подготавливаемое и защищаемое выпускником вуза для получения статуса дипломированного специалиста. В дальнейшем мы будем обсуждать проблемы, связанные с написанием именно дипломной работы.

    Более высокий уровень научной квалификации в России связан с получением звания кандидата или доктора наук. Для этого необходимо защитить в соответствующем совете диссертационную работу.

    Дипломное сочинение должно относиться к категории квалификационных работ. По большому счету, редко когда выносимые на обсуждение Государственной аттестационной комиссии проекты выпускников с полным правом могут считаться оригинальными (исследовательскими). Чаще всего они представляют собой добросовестную компиляцию, в которой содержится обстоятельный и внятно изложенный обзор литературы, посвященной избранной теме. Необходимо стремиться к созданию полновесного оригинального сочинения. Этим принципом и будем руководствоваться в дальнейшем.

    К научным работам относятся та дипломная работа, в которой рассматриваются не исследованные ранее мало исследованные вопросы. В результате проведения научной работы происходит накопление (прирастание) нового знания. Главный принцип определения научности работы не зависит от масштаба сделанных открытий. Интерес и внимание могут привлекать и частные наблюдения, и обобщающие материалы, и инновационные проекты. Прежде всего, ценность научных сочинений зависит от степени их необходимости окружающим. Важность для настоящего момента выявленных сведений называется актуальностью. Но хотел бы сразу предостеречь от опасности конъюнктурности. Научные знания не должны зависеть ни от изменяющейся: политической ситуации, ни от смены научных доктрин, ни от личных интересов автора. Их отличительными чертами должны быть объективность и непредвзятость суждений.

    Наряду с этим исследование обязано указывать на возможные пути проверки и опровержения высказанных идей, то есть создавать необходимую научную базу для последующего накопления нового знания.

    Любое научное сочинение должно иметь четко определенный объект исследования, под которым понимается процесс или явление, порождающие избранную для исследования проблемную ситуацию. А все, что находится в рамках объекта исследования и рассматривается под определенным углом зрения, называется предметом исследования.

    Исследование начинается с элементарного человеческого интереса, когда возникает желание узнать больше, полнее, шире. К такому шагу могут подтолкнуть простая любознательность, честолюбивая привычка всегда и во всем быть первым и многие другие причины. Но самой важной среди них является стремление изучить, понять суть и содержание явления, разобраться в хитросплетениях причин и следствий.

    Но в научном плане любой интерес должен иметь строго определенную и акцентированную направленность. Умение задавать вопросы — непременное условие научной деятельности, без которого нельзя добиться успеха. Поэтому определите, что и почему волнует вас при знакомстве с определенной информацией. Естественно, это будит; самая широкая формулировка даже не темы, а обширного объема сведений, предположим, связанных с проведением в России реформ в 60-70-е гг. XIX в. В начале исследования вы определяете в самом общем виде круг своих интересов. Но его необходимо сузить, поскольку его границы весьма обширны и размыты. Великие реформы затронули разные стороны жизни. Вас же больше привлекают скажем, изменения в русской армии и флоте, потому что военная сфера всегда является важным показателем состояния дел в государстве и обществе. Это уже более точный ответ на вопросы что и почему. Но он пока носит весьма отвлеченный характер и ему не хватает конкретики. Еще одно уточнение может внести вопрос, зачем были Осуществлены военные реформы. Они были вызваны необходимостью модернизации управления вооруженными силами, повышения качества подготовки рядового, офицерского, высшего командного состава и т.д. и т.п. Вас же интересует вопрос, как повлияли военные преобразования на боеспособность сухопутных частей, среди которых особое место занимает русская пехота. Итак, в самом общем виде вашу тему можно определить как «Влияние военных реформ 60-70-х гг. XIX в. на боеспособность пехотных соединений русской армии».

    Но вслед за этим перед вами, естественно, возникают вопросы, когда и где могли проявиться уже первые результаты реформы. Ответы на них можно найти в событиях русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Вносим новое уточнение: «Боеспособность пехотных соединений русской армии в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.».

    Тема определена, но это не значит, что в будущем она не подвергнется коррекции. Так, может оказаться, что выявленный и собранный вами материал позволяет осветить боевые действия отдельной дивизии или даже полка. Поэтому одним из требований при выборе темы является наличие источниковой базы и полнота представленных документов. В нашем случае показатели боеготовности могут отличаться для различных частей и соединений, и вам, прежде чем сделать обобщающие выводы, необходимо проработать значительный массив документов. Избранная тема вполне подходит для кандидатской диссертации, но для дипломного проекта она излишне объемна. Тему можно сузить: «Боеспособность пехотных соединений русской армии в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. (по материалам Энской дивизии)».

    Целенаправленный и продуманный мелочей выбор темы наполовину обеспечивает успех работы:

    ·         избираемая тема должна соответствовать вашим интересам (духовным, идейным, эстетическим, психологическим и даже политическим)

    ·         тема должна быть обеспечена необходимым количеством литературы и источников

    ·         соизмеряйте свои силы и возможности с объемом информации, которую необходимо переработать. Важно не надорваться, это может надолго, если не навсегда, отбить охоту к дальнейшему творчеству

    ·         не поддавайтесь сиюминутным настроениям и хорошенько обдумайте, актуальна ли избранная тема сегодня и что нужно сделать, чтобы заинтересовать ею будущих читателей

    ·         не гонитесь за широтой темы. Это чревато обзорностью. Пользуйтесь афоризмом Козьмы Пруткова: «Нельзя объять необъятное». А отрабатывать технику научной работы лучше всего на конкретных вопросах

    ·         формулировка темы научного сочинения должна быть лаконичной и четкой. В ней требуется указать на предмет и объект исследования, масштаб и характер проведенных изысканий.

    Тема научного сочинения тесно связана с проблемой исследования. Многое в выборе темы зависит от умения ставить вопросы и находить на них ответы. В не меньшей степени это качество требуется и при определении проблемы. Но на этом близость темы и проблемы исследования, пожалуй, и заканчивается. Их сходство напоминает соотношение формы и содержания. Определив тему работы, вы только очерчиваете пределы объекта и предмета изучения. В избранном нами примере объектом является боеспособность русских пехотных соединений в годы русско-турецкой войны. Предметом — конкретная пехотная дивизия.

    Но прежде чем приступить к сбору материала, вы должны четко определить те вопросы, на которые хотите получить ответы. Другими словами, ваше любопытство обязано быть направлено на решение определенных познавательных задач, пополнение знания или устранение существующих заблуждений. В противном случае вы можете превратиться в коллекционера многочисленных фактов, письменное представление которых даст лишь описание, а не решение вопроса. Нагромождение даже очень интересного материала лишит работу научного интереса. Концептуальность и глубина появляются только при четком определении проблемы.

    В нашем случае вы на материалах конкретных событий и конкретных войсковых соединений занимаетесь изучением результатов реформирования вооруженных сил страны. А значит, должны выяснить, как повлияли проведенные преобразования на создание эффективной военной машины. В связи с этим в вашей работе исследуется проблема укрепления обороноспособности страны.

    Ее осмысление возможно в двух аспектах (узком и широком). Конкретный материал позволяет отметить достоинства и недостатки боевой подготовки, обучения офицеров и солдат тактическим приемам ведения боя, проанализировать итоги перевооружения армии, готовность высшего командного состава к новым условиям ведения военных действий.

    В более широком аспекте военные реформы являются составной частью модернизации России второй половины XIX в., которая предполагала достижение определенных целей, решение неотложных задач, разработку целенаправленной реформаторской программы. Инициатива осуществления преобразований принадлежала царской администрации. Реформы стали показателем эффективности управления страной, в том числе и военной областью. Просчеты и ошибки, как и несомненные достижения, в равной степени отражались на состоянии армейских дел.

    Поэтому анализ собранного материала должен проводиться как с учетом частных и единичных сведений, так и с выходом на более широкие обобщения, позволяющие выявить те закономерности, которые проявлялись на низовом уровне пехотных формирований.

    Не следует также забывать и о связи исследовательской проблемы с ее практическими следствиями. Используя методы сравнения и аналогии, вполне правомерно сопоставить полученные результаты с реформированием российской армии в настоящее время. Накопленный вами материал, возможно, поможет избежать тех ошибок, которые были допущены в прошлом.                  Не отчаивайтесь, если не сразу уда определить исследовательскую проблему. Объем «перелопаченной» литературы и источников поможет «выкристаллизоваться» волнующему вас вопросу. До тех пор, пока вам интересно собирать материал, пополнять свои знания, вы углубляете свои представления об объекте и предмете исследования и тем самым приближаетесь к формулировке проблемы.

    Обращайте внимание на те вопросы, которые уже подняты исследователями, но не получили, на ваш взгляд, полновесного ответа. Не менее внимательно относитесь к выводам специалистов, они могут содержать так необходимую вам подсказку.

    Научная проблема должна быть не менее конкретной и узкой, чем тема работы. Но при этом не забывайте, что ваше сочинение значительно выиграет, если рассматриваемая проблема будет входить в состав более широкой проблемы.

    Без его общего руководства и конкретной помощи написать дипломный проект вряд ли удастся. Все этапы работы, начиная с выбора темы, определения проблемы, сбора материала, выявления структуры и композиции сочинения, заканчивая письменной фиксацией достигнутых результатов, будут (или, по крайней мере, — должны) находиться под его контролем. Существует и чисто формальный момент — без официального одобрения научного руководителя ваш проект не будет допущен к процедуре защиты.

    Абсолютно прав был Д.И. Менделеев, когда отмечал, что «только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который силен в науке, ею обладает и ее любит».

    Лучше избрать тему, которую вы будете разрабатывать  в течение  нескольких (3-4) лет, а значит, оптимальным временем можно считать начало второго курса. К концу обучения в вузе вы сможете проверить, насколько прави­лен ваш выбор, освоите необходимый объем информации, выявите существующие проблемы и сможете подготовить достойное сочинение. Ко всему прочему вы сможете писать будущий проект кусками, выделяя частные вопросы и оформляя полученные результаты в качестве курсовых работ.

    Пусть вас не пугает длительный срок работы над проек­том. Пословица «тише едешь — дальше будешь» лучше все­го подходит для обоснования избранного вами подхода. Гораздо хуже, если решение о выборе темы принимается в последний момент (за несколько месяцев до срока оконча­ния вуза). В таком случае вы обрекаете себя на спешку, нервотрепку, бессонные ночи, на скрытое или явно выра­женное недовольство руководителя и весьма призрачные перспективы защиты вашего дипломного проекта.

    По существующей у российских ученых традиции, научная информация подразделятся на две большие груп­пы: источники и литература избранной темы исследования[1].

    Прежде чем приступить к работе, обдумайте свои дей­ствия, определите их последовательность, другими слова­ми, составьте предварительный план поисков.

    Начинать всегда нужно с литерату­ры, посвященной исследуемой вами теме. Найти ее можно старым, проверенным и оправдавшим себя способом — ра­ботой в библиотеках. Поэтому запишитесь в научные кни­гохранилища, где к услугам читателей существуют два вида каталогов — алфавитные и предметные (систематические). Самый простой из них первый, где карточки с названиями работ расставлены по фамилиям авторов. Но его использо­вание возможно, если вам уже известны специалисты по вашей теме.

    Сложнее обстоит дело, когда вы имеете о ней самые общие представления. Тогда нужно обратиться к система­тическому (предметному) каталогу, где требуется найти не­обходимые вам издания. Поначалу это будет сделать доста­точно трудно. Не стесняйтесь обращаться к консультантам, которые обычно рады помочь и всегда готовы поделиться своими знаниями. Такого рода помощь понадобится и по­тому, что во многих библиотеках предметные и алфавит­ные каталоги могут подразделяться в хронологическом от­ношении, скажем, до 1970 г. и после.

    Не пренебрегайте справочными работами, в которых вы можете найти указатели наиболее известных сочинений по интересующей вас теме. К их числу относятся разного рода энциклопедии: «Большая советская энциклопедия», «Историческая энциклопедия», энциклопедия «Отечест­венная история» и т.п.

    Существенную помощь могут также оказать рефера­тивные журналы и реферативные сборники, выпускаемые крупными научно-исследовательскими центрами и биб­лиотеками. В них содержится краткое изложение недавно вышедших работ. В качестве примера такого рода изданий

    Не мешает просмотреть и информационные указатели литературы по неопубликованным научным сочинениям — кандидатским и докторским диссертациям, которые изда­ются Всероссийским научно-техническим информацион­ным центром (ВНТИЦентр).

    Надо внимательно следить за выходящими в свет но­выми монографиями, среди которых могут оказаться и ра­боты по вашей теме. Библиографические списки (перечень книг) публикуют научные журналы. В последнем номере за текущий год приводится и указатель опубликованных в них статей. С ним также необходимо ознакомиться.

    Информацию об интересующей вас литературе можно приобрести и в процессе работы над статьями и моногра­фиями, которые обычно начинаются с обзора ранее вы­шедших работ.

    Вашим самым надежным союзником в поисках литера­туры и источников всегда будет научный руководитель. Консультируйтесь с ним.

    Необходимо осторожно относиться к Интернету. Интернет – это лишь средство, которое может ус­корить нахождение и переработку информации, но может и затруднить ее. Его сильная и одновременно слабая сто­рона — общедоступность и неподконтрольность распро­странения информации. Во всемирной «паутине» можно найти, какие угодно сведения. Но свобода доступа к ресур­сам не обеспечивает абсолютной их достоверности. И, если у вас нет уверенности в надежности информации, если вы сомневаетесь, что тот или иной документ размешен без на­рушения авторских прав, откажитесь от услуг подобного сайта и отдайте предпочтение печатному источнику. Толь­ко он может обеспечить полную и достоверную подборку документов и литературы.

    Для выяснения степени изученности выбранной темы необходим поиск научной литературы, сноски на которую оформляется по строгим нормам и правилам, определяемым государствен­ным стандартом (ГОСТ) для библиогра­фического описания. Согласно его требованиям, вначале указывается фамилия автора, затем его инициалы. Назва­ние работы дается без кавычек. Вслед за этим идет место издания, название издательства, год издания и количество страниц.

    После составления предварительной библиографии оз­накомьте с ней научного руководителя. Возможно, он най­дет нужным дополнить и расширить представленный вами список.

    К категории исторического источника относится всё, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Источники являются основой любого исторического исследования, без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержания и формы невозможно научное познание истории развития общества.

    К архивным источникам относятся те материалы, кото­рые сохранились в рукописном виде и до настоящего времени не стали достоянием широкой публики. Вполне воз­можно, что среди них также окажутся воспоминания, не обнародованные ранее документы военного министерства. Наибольший интерес, конечно, будут представлять архив­ные сведения о боеготовности Энской дивизии, которая является предметом вашего исследования.

    Помните, что источниками не могут считаться разного рода антологии, хрестоматии — это учебный материал, по­зволяющий углубить знания, но не активизировать поис­ковый, исследовательский процесс.

    Завершив выявление литературы и источников, вы тем самым определите исследовательское поле своего сочине­ния, тот объем информации, который предстоит перерабо­тать. А это позволит приступить к составлению рабочего плана на будущее, распределить свои силы и наметить эта­пы реализации задуманного.

    Планируйте свои поиски. Привлекайте к ним разнообразные источники информации. Старайтесь  выявить  всю  относящуюся к вашей теме литературу и все источники. Информируйте о работе своего научного руководителя. Выявление научной литературы и источников подвигает Вас еще дальше по пути подготовки ди­пломного сочинения.

    Накопление научной информации начинается с чте­ния. Оно уже не может быть бессистемным и неорганизо­ванным, «ради развлечения». Чтение — серьезная, трудо­емкая и напряженная работа, во время которой вы после­довательно и целенаправленно знакомитесь с необходимой вам литературой и документами.

    Читайте медленно и вдумчиво. Критически оценивайте взгляды специалистов по избранной вами теме. Вначале позиции многих ученых бу­дут вам казаться вполне обоснованными. Но в дальнейшем вы научитесь глубже понимать содержание, обнаруживать спорные вопросы, отличать нюансы подходов. Еще одним важным моментом является выработка умения критически оценивать прочитанное. Оно появится не сразу. Но его достижению и обязано способствовать чтение. На первых порах не стесняйтесь обращаться за разъяс­нениями и помощью к научному руководителю.

    После того как вы внимательно изучили научное сочи­нение, необходимо переходить к фиксации сведений. Веде­ние записей требует дисциплины, методичности и исполь­зования разных видов репродуктивных сочинений. Наиболее приемлемыми для подготовки на­учной работы являются выписка и реферат-резюме.

    Проводя первичный анализ текста работы, делая вы­писки по разным вопросам, вам нужно обратить внимание на те аспекты, которые должны интересовать вас в первую очередь. В качестве главных проблем, рассматриваемых, например в монографии П.А. Зайончковского «Воен­ные реформы 1860-1870-х годов в России», можно выделить: причины проведения военных реформ, недостатки воен­ной системы России, неотложные преобразования. Тем самым вы определите наиболее крупные информационные блоки.

    После   всесторонней   проработки литературы по проблеме необходи­мо перейти к источникам. Выявить все данные, относя­щиеся к исследуемому вопросу, невозможно, но освоить комплекс основных источников вы обязаны.

    При работе с источниками, как и при освоении научной информации по теме сочинения, необходимо научиться за­давать тексту интересующие вас вопросы. Это далеко не просто. И на первых порах вполне допустимо пойти по тому же пути, который проделали ваши предшественники. Такой подход не имеет ничего общего с плагиатом, тем более если вы укажете во введении своей работы на следование логике рассуждений известного специалиста в данной области.

    Первичный анализ литературы и источников позволит вам  накопить необходимый объем информации. Но его необходимо систематизировать. Совершенно очевидно, что имеющуюся информацию можно объединить (сгруппировать) по хронологическому признаку: 60-е — начало 70-х гг. (время проведения воен­ных преобразований) и 1877-1878 гг. (итоги и уроки рус­ско-турецкой войны). Логическая связь между этими разделами просматривается совершенно определенно. Нельзя понять хода и результатов боевых действий без анализа, сделанного на первом этапе, без учета как положительного, так и отрицательного опыта. Тем более что многие рубрики в каждом из выделенных временных отрезков переклика­ются между собой.

    Следующий этап в классификации сведений касается реформирования русской армии в целом и Энской дивизии в частности. В связи с чем необходимо установить, как не­отложные преобразования затронули это пехотное форми­рование и отразились на ее боеспособности. Здесь целесо­образно имеющуюся информацию сгруппировать вокруг вопросов организационной перестройки (децентрализация управления, введение военных округов, оптимизация управления и т.п.), изменения кадрового состава офицер­ского корпуса, с одной стороны, и вопросов перевооруже­ния, разработки новой тактики боевых действий, обучения унтер-офицеров и солдат в мирное время.

    Избранный подход можно назвать дедуктивным — от общего к конкретному, от выявления общих задач рефор­мирования к частному их воплощению на дивизионном уровне. А в пределах этого пехотного соединения — от ко­мандира до рядового солдата.

    Аналогичным образом следует провести и классифика­цию материала, относящегося к периоду русско-турецкой войны. Имеющиеся данные имеют типовое сходство по всем параметрам, но относятся к вопросам подготовки, ве­дения боевых действий и к характеристике военной подго­товки, боевых качеств офицерского, унтер-офицерского и рядового состава.

    После проведенной группировки мы можем получить следующую структуру работы:

    Введение.

    Глава 1. Реформирование русской армии в 1860-1870-е гг.

    1.1. Причины, цели и задачи военных реформ.

    1.2. Реорганизация системы управления, образо­вания и боевой подготовки.

    Глава 2. Военные реформы 1860 -1870-х гг. и Энская дивизия.

    2.1. Командование и офицерский состав.

    2.2. Перевооружение, обучение унтер-офицеров и солдат.

    Глава 3. Энская дивизия в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Итоги и уроки.

    3.1. Подготовка и ведение боевых действий.

    3.2. Боевые качества солдат и офицеров.

    Заключение.

    После определения композиции дипломного проекта наступает время изложения полученных результатов. Это самый ответственный этап, который условно можно под­разделить на период работы над текстом (написание первого варианта сочинения) и период работы с текстом (но­вые варианты, редактирование).

    Работа над текстом связана с определением принципа подачи мате­риала. Поскольку главная задача дипломной работы состо­ит в доказательстве основных идей, к которым вы пришли в ходе изучения проблемы, то естественно возникает про­блема: каким образом выстраивать собственные рассужде­ния, от общего к частному (дедукция), или от частного к общему (индукция). Способ подачи материала «от част­ного к общему» дает возможность преодолеть многие сложности, возникаю­щие при использовании другого принципа.

    При использовании индуктивного способа вы начинаете с экспозиции (изложения, описания) накопленного мате­риала (фактов), который послужит основой будущих выво­дов (аргументов). Конечно, факты подвергаются определен­ной интерпретации, но изменить их нельзя. И чем более обильно и содержательно представлены накопленные све­дения, тем больше доверия к обобщениям (утверждениям).

    Если факты истинны, то и сделанные на их основе выводы (аргумен­ты) — взвешенны и обоснованны. Для их получения дви­гайтесь от простого к сложному, от конкретных сведений к обобщениям.

    Изложение материала необходимо давать последова­тельно, переходя от одного вопроса к другому. Совершенно не обязательно, что каждый из них займет только один аб­зац. Объем определяет накопленная информация. Здесь и понадобится использовать описание, повествование, рас­суждение. Важно, чтобы каждый абзац приобрел завер­шенный вид, целостность и был связан с другим абзацем. В конце рассмотрения вопроса вам предстоит сделать не­большой вывод и обозначить переход к следующему аспек­ту проблемы.

    Завершить параграф необходимо общими итогами. Они не должны представлять собой перечисления ранее сде­ланных частных заключений, а их формулировки обязаны подтверждать или, напротив, опровергать основные поло­жения рабочей гипотезы.

    Аналогичным образом следует закончить и изложение всего материала главы.

    Если учесть, что в дипломном проекте три раздела, тру­да вы затратите немало. И только после завершения напи­сания основной части сочинения можно переходить к ее заключению.

    Заключение – это подведение итогов вашей ра­боты в целом, краткое и насыщен­ное изложение основных выводов. В этой части сочинения в наиболее концентрированном виде высказывается пози­ция автора. Здесь уже нет необходимости вступать в поле­мику, оспаривать аргументы противников. Завершение анализа занимает несколько страниц, но на них вам предстоит ясно, точно, с использованием отточен­ных формулировок завершить свое повествование. Заклю­чение – результат всех усилий, но не механическое суммирова­ние представленных в основной части проекта выводов. Их предстоит обобщить и концептуально осмыслить.

    С одной стороны, необходимо обратиться к конкретным фактам, событиям, относящимся непосредственно к пред­мету изучения. А с другой – помнить, что объект исследо­вания является составной частью более масштабного и значимого явления. Работа неизмеримо выиграет, если вы попытаетесь, хотя бы затронуть общие вопросы, просле­дить, как на уровне эмпирического материала проявляют­ся, подтверждаются или, напротив, опровергаются общие закономерности.

    Введение

    Заключение  завершает дипломное сочинение. Но начинается оно с вве­дения, которое обязано ознакомить с проблемой, обосно­вать логичность подачи накопленных сведений, продемонстрировать читателям приобретенные навыки и умения на­учной работы, засвидетельствовать уровень вашей профессиональной подготовки.

    К моменту написания введения вы уже завершите ос­новную часть, заключение и будете четко представлять ос­новные выводы, что поможет более содержательно и про­думанно представить актуальность темы, объект и предмет исследования.

    Наряду с этим во введении предстоит сказать о цели предпринятой работы, указать на ее задачи. Как правило, цель исследования в основном совпадает с проблемой ра­боты, а задачи обязаны конкретизировать ее составляющие элементы. Не случайно в их формулировках присутствуют слова «проанализировать», «уточнить», «определить», «вы­явить» и т.п. Цель всегда определяет задачи, задает общий тон и направленность работы, а задачи играют подчинен­ную и более функциональную роль.

    Не обойтись во введении без указания на четко очер­ченные хронологические (временные) и территориальные рамки исследования. Читатель должен представлять не только, о каких событиях идет речь, но также где и когда они происходили.

    К числу обязательных требований, предъявляемых к введению, относится характеристика используемых мето­дов, как общенаучных, так и узкоспециальных. Их пред­ставление должно содержать сведения об извлечении необ­ходимой информации, ее достоверности и объективности.

    Особое внимание следует обратить на научную новизну ра­боты. Ведь именно новое знание, которое удалось обнару­жить автору, расширяет, углубляет, а иногда изменяет пред­ставления о свойствах объекта, предмета исследования и свя­занных с ними явлениях и процессах в обществе или природе.

    Необходимо указать и на полученные конкретные ре­зультаты, сферу их применения. Наивно полагать, что сразу же на стадии дипломного проекта удастся решить крупную и важную задачу, сделать фундаментальное от­крытие. Но даже частные и прикладные результаты важны, в первую очередь для вас. А большое всегда начинается с малого.

    Непременным составляющим элементом введения яв­ляется обзор научной литературы. При его подготовке вам пригодятся написанные ранее рефераты-резюме каждого научного сочинения (монографии, брошюры, статьи, тези­сов). Однако это не означает, что можно просто дать опи­сание каждой работы. Подобный подход не позволит про­вести анализ литературы. Вам необходимо провести ее хронологическую, тематическую группировку, определить этапы освещения избранной темы, характерные черты, на­правленность научных поисков. Только таким путем мож­но проследить динамику исследования проблемы, выявить общее и особенное в оценках, показать различия в автор­ских выводах и подходах. Особое внимание следует уделить тем вопросам, которые оказались вне поля зрения ученых или не получили всестороннего освещения. Это тем более важно, если их изучению посвящена ваша работа.

    Аналогичным образом следует провести и характери­стику использованных источников. Вполне правомерно оп­ределить их основные группы (опубликованные и архив­ные) с последующим выделением внутри каждой из них различных категорий (законодательные акты, официаль­ные материалы, газетные статьи, аналитические записки, отчеты, воспоминания и т.п.). Их дальнейшее рассмотре­ние обязано показать, насколько широко представлена фактическая сторона вопроса, как глубоко проработаны выявленные материалы, какие объективные выводы сле­дуют из их изучения. Не впадайте в ложную скромность, и если удалось обнаружить новый документ, ввести его в на­учный оборот, громко заявляйте об этом. Иногда находка 90 ранее неизвестных свидетельств может изменить существо­вавшие представления, внести ясность в сложную и неза­вершенную полемику.

    Последний аспект, на котором необходимо остановить­ся во введении, – обоснование структуры и композиции со­чинения. В нескольких словах вам предстоит указать на те принципы, которыми вы руководствовались в группировке материала, его классификации и определении логичности и последовательности изложения.

    Детальная проработка структуры введения и заключе­ния необходима также для получения членами ГАКа – государственной аттестационной комиссии – возможности короткого, но цельного ознакомления с Вашей работой на самой защите, т.к. они с ней предварительно не знакомы и не имеют времени для ее подробного изучения. Поэтому основ­ное внимание уделяется ее обоснованию и общим итогам. Важно, чтобы эти разделы позволили составить объектив­ное представление о сочинении. Как совершенно справед­ливо отмечают современные исследователи, «нет ничего полезнее сильного введения и сильных выво­дов, помогающих читателю увидеть значимость вашей ра­боты»[2].

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. М., 1977.

    Бахтина Л.Н., Кузьмин И.П., Лараохина Н.М. Обучение реферированию научного текста. М., 1988.

    Борикова Л.Н., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М., 2000.

    Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильяме Д.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2004.

    Горский Л.П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. М., 1975.

    Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи, М.,1991.

    Зверев В.В. Дипломная работа по истории. М., 2006.

    Зубков В.И. Методические рекомендации по написанию и оформлению учебных работ. М., 2002.

    Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. М., 2003.

    Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1997.

    Кузнецова Л.М. Пособие по конспектированию. М., 1980.

    Лихачев Д.С. Книга беспокойств. М., 1991.

    Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1985.

    Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. М., 1989.

    Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1985.

    Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1984.

    Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. М., 1990.

    Шевырева В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

    Эко У. Как написать дипломную работу. М., 2001.

     

     

     

     

     



    [1] Подобная градация принята не во всем мире. Амери­канские ученые предлагают подразделять источники на три вида: первичные, вторичные и третичные. Под первичными понимаются собственно источники, «сырые данные», извлекаемые из различных материалов. Ко вторичным относятся исследовательские работы. А к третичным — написанные на основе научных сочинений книги и статьи для широкой публики (см.: Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильяме Дж. М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авто­ров. М., 2004. С. 92.). Но данный подход затрудняет разделение по­исковых, аналитических работ и научно-популярных изданий, сти­рает грань между источниками и научной литературой. Мне представляется, что более целесообразно придерживаться проверенной временем группировки.

    [2] Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильяме Дж. М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2004. С. 241.

    Цитаты

    06.04.2012

    В учении все зависит от науки, от учителя и от ученика.

    "Учение с увлечением", Симон Львович Соловейчик (1930 - 1996)


    Педагогический институт в Интернете