Новости Педагогического института > Текущая работа
01.12.2019 03:52 Давность: 10 days
Категория: Текущая работа

22 ноября 2019 года на базе Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых состоялся научный семинар «Ученические вопросы и способы работы с ними»


22 ноября 2019 года на базе Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых состоялся научный семинар «Ученические вопросы и способы работы с ними», организатором семинара выступила кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования Педагогического института ВлГУ. Вместе с сотрудниками и студентами Педагогического института в семинаре приняли участие Канзулова  Ирина Николаевна - эксперт фонда социальных инвестиций, региональный эксперт в направлении индивидуализации (г. Санкт - Петербург), Кузнецова Наталья Дмитриевна — ТРИЗ - педагог, тьютор (г. Москва), Крылова Мария Леонидовна — педагог-тьютор Центра дизайн-мышления, школы эмоционального интеллекта  образования (г. Москва), Бирюкова Оксана Борисовна -  тьютор и методист он-лайн образования (г. Москва), а также представители семей г. Владимира, в том числе, родители, чьи дети получают семейное образование.

В ходе семинара участники провели небольшой эксперимент, в результате которого убедились в личностно значимом характере вопрошания как для автора вопросов, так и для его адресата, рассмотрели различные классификации вопросов, а также проанализировали реальные вопросы детей 8 — 12 лет, собранные в ходе проведения образовательных проектов «Юные исследователи» и «Домашняя лаборатория», с точки зрения отнесенности их к позициям классификаций. В ходе обсуждения рабочая группа семинара пришла к выводу, что в ряде случаев вопросы детей находятся вне существующих классификаций и нуждаются поэтому в дополнительном теоретическом осмыслении.

Следующей – практической - частью семинара стала командная деятельность участников, направленная на определение характера работы с вопросами детей в разных педагогических ситуациях, а также выявление возможных сложностей в этой работе. Участники семинара определились в группы: педагоги-предметники, родители, педагоги летнего организованного отдыха детей, тьюторы школы. Каждая группа попробовала создать план работы с детскими вопросами в условиях предложенной педагогической ситуации.

В результате тренинга команда педагогов-предметников отметила как приоритетную форму работы проведение интегрированных уроков или же междисциплинарных, а среди возможных проблем действия в этой педагогической ситуации — недостаток времени в урочном планировании каждого предметника, а также известную закрытость учеников, особенно учащихся среднего звена, по отношению к учителю.

Команда студентов (будущих педагогов) дополнительно отметила в этой связи такие проблемные моменты современной школы, как отсутствие у педагога ценностного отношения к детским вопросам из-за ориентированности на освоение программы с классом. Как частичное решение этой проблемы студенты предложили особым образом организовать рабочее пространство класса: выделить участок (например, часть стены в классной комнате) - на нем дети могли бы фиксировать свои вопросы, а предметники, которым интересна обозначенная проблема и которые готовы заниматься ею, могли бы заявлять свои контакты и время сбора, в ходе которого возможно обсудить возникший вопрос. Также студенты предложили планировать внеурочную деятельность с учетом детских предложений и вопросов.

Команда тьюторов школы, а также команда родителей сосредоточились преимущественно, на сложностях исследуемой формы работы. В число обозначенных проблем вошли: страх взрослых перед «неудобными» вопросами детей; затруднения в выборе линии поведения и интонации, адекватных сути заданного вопроса, ситуации и возрасту ребенка; затруднения детей в формулировке вопросов.

Команда тьюторов летнего отдыха разработала тьюториал с познавательными вопросами: от прояснения понятий к проектам, но обозначила и еще одну проблему — финансирования.

На теплой и содержательной ноте семинар закончился предложением о собирании книги детских вопросов и о совместных проектах.


Цитаты

28.03.2012

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

Константин Дмитриевич Ушинский, (1824 - 1871)


Педагогический институт в Интернете